АПО́КРИФЫ БИБЛЕ́ЙСКИЕ - соч., к-рые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религ. авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. Апокрифич. соч. предполагают противопоставление каноническим (см. Библия). В ранней церкви понятие апокрифа применялось лишь в полемике церк. авторов с разл. стремившимися обособиться от Церкви еретиками, которые пользовались т. н. апокрифическими (или тайными, т. е доступными лишь узкому кругу посвященных) книгами, и поэтому уже у ранних авторов (Ириней, Тертуллиан) синонимом слова "апокрифический" становится "поддельный, фальшивый" (notoz, falsus). Составленные неизв. авторами, они могли иногда оставаться анонимными, но чаще, чтобы в глазах неискушенного читателя получить больший авторитет, подписывались именами ветхо- и новозаветных персонажей. Поэтому такие соч., как и нек-рые канонические (напр., Книга пророка Даниила), попадают в разряд псевдоэпиграфических.
Апокрифы, избегая церк. цензуры, имели широкое хождение среди не только еретиков, но и рядовых членов офиц. церкви, их число значительно превышало кол-во канонич. книг. После окончат. формирования канона (не ранее 4 в.) церк. авторитетами составляются списки соч., к-рые не дозволялось читать членам церкви (напр., т. н. Декрет папы Геласия, 5-6 вв.).
К ветхозаветным А. Б. относятся соч., принадлежащие как иудаизму, так и христианству (часто это христ. переработки иудейских текстов, напр. "Завещание 12 патриархов"), к новозаветным - христ. соч., авторами к-рых выступают новозаветные персонажи (апокрифич. евангелия, деяния апостолов, послания, апокалипсисы).
Апокрифич. корпус, благодаря, в числе проч., и слав. письм. традиции, а также находкам рукописей (напр., коптский текст "Послания апостолов", случайно открытый в одном музеев Египта, греч. фрагмент Апокалипсиса Петра, или т. н. "Изречения Иисуса", обнаруженные в Оксириихе и отождествляемые сейчас с греч. оригиналом коптского "Евангелия от Фомы"), постоянно пополняется новыми соч. К последним великим находкам 20 в. принадлежит христ. б-ка из Наг Хаммади (Верхний Египет), содержащая десятки ранее не изв. апокрифов (напр., "Евангелие от Фомы", "Евангелие от Филиппа", "Деяния Петра и 12 апостолов", "Послание Петра Филиппу", "Апокалипсис Павла" и т. д.). Православные и католики имеют расширенный состав ветхозав. книг (39 канонич. и около 10 неканонич.), пользуются евр. Библией (только канонические книги), и то, что православные и католики признают как неканонические книги Ветхого Завета, протестанты наз. апокрифами. Новый Завет имеет только канонич. книги, однако ряд христ. соч., к-рые не достигли канонич. статуса, хотя претендовали на это (напр., "Пастырь" Гермы, к-рый еще в 4 в. включен на правах канонич. книги в Синайский кодекс), не рассматриваются как апокрифы и дозволяются церковью как благочестивое (но не богослужебное) чтение.
Лит.: Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы др. христиан. М., 1989.